Банковские гарантии
и кредиты для бизнеса просто
8 495 132 33 88
Важные новости для бизнеса и знания по финансовой грамотности - в нашем телеграм-канале.
Каждому подписчику - подарок!

Банковская гарантия по 223 ФЗ :

Согласно 223-ФЗ закрепленного в положении о закупке, к участию в торгах допускаются потенциальные исполнители, которые могут предъявить обеспечение своей заявки.

Согласно второй части первой статьи положения данного закона распространяются в основном на государственные корпорации, их дочерние предприятия, различные бюджетные учреждения, унитарные предприятия. Также положениями этой статьи устанавливаются принципы и требования к проведению закупок.

Виды торгов по 223-ФЗ

Согласно 223-ФЗ могут устанавливаться следующие виды торгов:

  • Аукционы;
  • Конкурсы;
  • Закрытые закупки;
  • Иные способы закупок.
Закрытые закупки

В обновленной версии 223-ФЗ появилось четкое определение термину закрытая закупка. Ей признается аукцион, конкурс, запрос предложений или котировок, в том случае, если содержащиеся в документации сведения представляют собой государственную тайну. Это прописано в пункте 1 статьи 3.5. 

Порядок проведения закрытой закупки аналогичен тому, который регламентируется в статье 3.2 223-ФЗ с учетом некоторых особенностей. Информация о проведении такой процедуры не может быть размещена в ЕИС. Заказчик направляет индивидуальные приглашения поучаствовать в закупке двум и более потенциальным поставщикам, заинтересованным в заключении контракта. Заявка подается участником в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать его содержимое.

Требования к оформлению гарантии

Несмотря на существенное снижение требований к банкам и тот факт, что гарантию можно не вносить в единый реестр Федерального казначейства РФ, существует ряд требований к содержанию гарантии:

  • Указание срока действия.

    Данный показатель устанавливается конкурсной документацией и регламентирует продолжительность действия гарантии.

  • Безотзывность.

    Данное условие гарантирует, что банк не сможет прекратить действие гарантии на протяжении всего срока.

  • Перечень гарантийных случаев.

    Список обязательств исполнителя, в случае нарушения которых заказчику причитаются соответствующие выплаты.

  • Сумма выплаты.

    Определяет размер неустойки, которая будет выплачена заказчику при нарушении исполнителем определенных обязательств. Размер неустойки не регламентируется 223-ФЗ и указывается в проектной документации.

Условия получения банковской гарантии по 223 ФЗ

Обеспечение исполнения контракта – это финансовый механизм, который госзаказчики используют при проведении закупок по 223-ФЗ. Предоставление обеспечения является обязательным для компании или индивидуального предпринимателя, выигравшего торги и заключающего договор с госзаказчиком.

Содержание материала:

  • Что такое обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ
  • Нужно ли обеспечение исполнения контракта?
  • Формы обеспечения госконтрактов
  • Для каких целей нужна БГ
  • Требования к банковской гарантии по 223 ФЗ
  • Отличия в гарантиях по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Требования к банкам-гарантам
  • Реестр БГ 223 ФЗ
  • Условия получения
  • Размер обеспечения контракта
  • Можно ли заменить обеспечение
  • Возврат обеспечения

Что такое обеспечение исполнения контракта по 223 ФЗ

Предоставление обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ гарантирует защиту заказчиков от недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности и мошенников. Если компания или индивидуальный предприниматель, заключивший госконтракт, в полном объеме не выполнит свои обязательства, заказчик сможет компенсировать свои потери, получив гарантийную сумму.

Нужно ли обеспечение исполнения контракта на самом деле?

Для субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в госзакупках, предоставление обеспечения контракта является дополнительной статьей расходов. Однако, для государства — это способ защитить свои деньги, так как в рамках торгов по 223-ФЗ производится закупка товаров, работ и услуг для нужд государственных компаний и организаций.

Фактически за счет обеспечения удается создать условия для эффективного расходования средств госзаказчиков, так как в случае перечисления денег недобросовестным субъектам предпринимательской деятельности, финансовые потери будут возмещены.

Формы обеспечения госконтрактов

ФЗ-223 не устанавливает прямых требований относительно формы обеспечения контракта, делегируя данные полномочия заказчикам. Главное требование – форма обеспечения, выбранная госзаказчиком, должна быть прописана в закупочной документации.

В подавляющем большинстве случаев организаторы торгов по 223-ФЗ в отношении обеспечения контракта дублируют требования 44-ФЗ, предлагая представителям бизнеса денежный залог или БГ.

У каждого из видов обеспечения есть свои плюсы и минусы. Залог не предусматривает прямых денежных трат, но замораживает деньги на продолжительный срок, которые перечисляются на специальный банковский счет и в случае невыполнения исполнителем обязательств по контракту поступают на счет госзаказчика.

Недостатком залога является снижение эффективности хозяйственной деятельности, так как существенная сумма изымается из оборота субъекта предпринимательства. На деньги, хранящиеся на спецсчете, банк начисляет процент, однако он минимален и не приносит особой выгоды.

Банковская гарантия оформляется за счет участника госзакупок – компания или индивидуальный предприниматель оплачивают услуги банка, который гарантирует исполнение представителем бизнеса возложенных на себя обязательств.

Для каких целей нужна БГ

При проведении госзакупок по 223-ФЗ гарантия банка выступает в качестве страховки государственного заказчика, позволяя избежать финансовых потерь из-за действий недобросовестных представителей бизнеса. Если исполнитель (принципал) не выполняет либо выполняет частично или недолжным образом контрактные обязательства, кредитно-финансовое учреждение, выступающее в роли гаранта, производит выплату заказчику (бенефициару) гарантийной суммы. Таким образом БГ исключает риск убытков, которые могут понести госкомпании и госучреждения, закупая товары, работы или услуги у физических и юридических лиц.

Размер выплаты, а также события, которые считаются гарантийным случаем, оговариваются в документе, выдаваемом банком. Оформление БГ производится за счет и по инициативе юридического или физического лица, принимающего участие в госзакупках.

Банковская гарантия по 223 ФЗ: требования

БГ, которая используется в госзакупках по 223-ФЗ, может быть выпущена на бумажном носителе и/или в электронном виде. В документе оговаривают:

  • дату, когда заканчивается срок действия гарантии;
  • продолжительность срока действия;
  • обязательства поставщика товаров, работ или услуг перед госзаказчиком, гарантируемые банком;
  • гарантийную сумму, выплачиваемую банком.

Отличия в гарантиях по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В отличие от 44-ФЗ, для банковской гарантии по 223-ФЗ не установлено обязательных критериев, которым должен соответствовать документ. Содержащиеся в 44-ФЗ нормы о включении банков-гарантов в перечень кредитно-финансовых организаций, созданный на основании ст. 74.1 НК РФ, а также внесении выдаваемых банками гарантийных документов в госреестр, отсутствуют.

Вместо этого 223-ФЗ дает право госзаказчикам самим выдвигать требования к гарантиям. Полный перечень требований в обязательном порядке должен быть указан устроителем торгов в закупочной документации.

Требования к банкам-гарантам

Теоретически предоставление банковских гарантий по 223 ФЗ может быть осуществлено любым российским банком. Однако, на практике дела обстоят иначе. Государственные заказчики, стремясь минимизировать риски, связанные с невыполнением кредитно-финансовым учреждением взятых на себя гарантийных обязательств, устанавливают критерии для банков-гарантов.

Чаще всего заказчики требуют, чтобы БГ была выдана кредитно-финансовой организацией, которая включена в банковский перечень, созданный на основании ст. 74.1 НК РФ. Кроме того, некоторые госзаказчики указывают дополнительный критерий, называя список крупных финансово-устойчивых банков, документы которых они готовы принять.

Реестр БГ 223 ФЗ

В 223-ФЗ не содержится требование о включении выдаваемых кредитно-финансовыми организациями гарантийных документов в ЕРБГ. Также нормативными документами не предусматривается ведение отдельного госреестра для БГ, выданных участникам госзакупок по 223-ФЗ. Поэтому, физические и юридические лица могут получить банковскую гарантию 223 ФЗ, незарегистрированную в ЕРБГ, а госзаказчик обязан ее принять.

Однако, практика показывает, что большинство банков, специализирующихся на выдаче БГ участникам госзакупок по 223-ФЗ, регистрируют выдаваемые гарантийные документы, чтобы заинтересованные лица имели возможность удостовериться в легитимности гарантии. Внесение документов в ЕРБГ проводится по той же процедуре, что и включение в госреестр банковских гарантий по 44-ФЗ.

Банковская гарантия 223 ФЗ: условия получения

Условия выдачи банковских гарантий каждая кредитно-финансовая организация устанавливает самостоятельно. Обычно минимальный перечень требований включает:

  • период деятельности субъекта предпринимательства не менее 6 месяцев (в некоторых случаях 1 год);
  • отсутствие убыточной деятельности;
  • отсутствие процедуры ликвидации или банкротства.

Чтобы оформить БГ, исполнитель контракта предоставляют в банк пакет документов, который включает:

  • анкету-заявку;
  • копии паспортов руководителей и учредителей компании/индивидуального предпринимателя;
  • бухгалтерскую и налоговую отчетность за требуемый период;
  • копию уставных документов с изменениями и дополнениями;
  • копию свидетельства о постановке на учет в органах ФНС;
  • свидетельство о госрегистрации (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • копии документов, которые подтверждают легитимность исполнительного органа предприятия;
  • другие документы по усмотрению банка.

Если какой-либо документ, запрашиваемый банком, не будет предоставлен, в выдаче БГ может быть отказано.

Чаще всего выдача БГ осуществляется без залога. Если же требуется предоставить банковскую гарантию на крупную сумму, может потребоваться обременение имущества. Между банком и участником госзакупок заключается договор залога, который при наступлении гарантийного случая и отсутствия у принципала возможности погасить задолженность в денежной форме, перейдет в собственность банка.

Предметом залога могут выступить высоколиквидные материальные активы:

  • банковские депозиты;
  • векселя и другие ценные бумаги;
  • объекты недвижимости;
  • транспортные средства и прочее.

Стоимость предмета залога должна быть сопоставима с размером гарантийной суммы.

Размер обеспечения контракта

При проведении госзакупок по 223-ФЗ каких-либо нормативных требований относительно размера обеспечения контракта не предусмотрено. Госзаказчики определяют размер обеспечения по собственному усмотрению. В большинстве случаев – это 10-30% от начальной максимальной цены контракта.

Точная сумма обеспечения, которую обязан предоставить исполнитель контракта, указывается госзаказчиком в закупочной документации. При заключении контракта представитель бизнеса обязан предоставить обеспечение в сумме, указанной заказчиком.

Сокращение размера обеспечения возможно только в процессе исполнения контракта. При этом, должно быть соблюдено обязательное условие – в заключенном контракте предусмотрено поэтапное исполнение обязательств с приемкой и оплатой каждого этапа по отдельности.

Размер обеспечения контракта можно уменьшать после каждого выполненного этапа, благодаря чему произойдет ослабление финансовой нагрузки на исполнителя. Сокращение размера обеспечения должно быть прямо пропорционально сокращению обязательств перед госзаказчиком.

Можно ли заменить обеспечение

Замена формы обеспечения по контракту возможна, если данное положение отображается в закупочной документации. Выполнение замены осуществляется в процессе исполнения контракта, когда поставщик товаров, работ или услуг выполняет часть взятых на себя обязательств.

Помимо изменения формы обеспечения корректируется и его размер, который уменьшается пропорционально выполненным обязательствам.

Процедура производится по аналогии с 44-ФЗ: физическое или юридическое лицо, признанное победителем торгов, подает заказчику предложение о замене обеспечения, на основании которого тот принимает решение.

Чаще всего исполнители просят госзаказчиков разрешить замену в ситуациях, когда обеспечение исполнения контракта было произведено путем перечисления денежных средств на спецсчет. Если госзаказчик даст разрешение, исполнитель контракта предоставляет БГ, после чего выполняется возврат денег.

Возврат обеспечения

После того, как поставщик товаров, работ или услуг исполнил в полном объеме обязательства перед заказчиком, процедурой проведения госзакупок предусмотрено размещение информации об исполнении контракта.

Данные о контракте и необходимый пакет документов заказчик направляет в Федеральное казначейство, которое вносит сведения об исполненном договоре в реестр.

После того, как внесенная в реестр информация будет опубликована, госзаказчик возвращает обеспечение. Сроки, основания и порядок процедуры возврата определяется госзаказчиком самостоятельно. Соответствующую информацию в обязательном порядке указывают в закупочной документации, а также в подписываемом с исполнителем договоре.

Обычно возврат на расчетный счет исполнителя денежных средств производится в 30-дневный срок с момента подписания акта приемки. Если обеспечение было представлено в виде БГ, никаких действий не предполагается. Как правило, срок действия банковской гарантии по 223 ФЗ на один месяц превышает период действия контракта. По истечении данного срока гарантийный документ теряет свою силу, поэтому его возврат исполнителю лишен смысла.

Подведем итоги: 

Банковская гарантия представляет собой способ исполнения обязательств по исполнению условий договора. В случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком условий договора финансовые риски берет на себя банк-гарант.

Рассмотрим подробнее банковскую гарантию в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон о закупках, 223-ФЗ).

Закон 223-ФЗ более лоялен по отношению к заказчику и исполнителю в отличие от Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе, 44-ФЗ), поскольку он регламентирует лишь основные условия закупок, предоставляя заказчику самостоятельно определять конкретные параметры в соответствии с его положением о закупках. Есть три основных отличия по условиям получения банковской гарантии в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ:

  • По 44-ФЗ банковская гарантия обязательно должна быть включена в Единый реестр банковских гарантий (ЕРБГ). Без наличия банковской гарантии в реестре заказчик не имеет права принимать такую банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта. 223-ФЗ позволяет предоставлять банковскую гарантию, не внесенную в реестр.
  • В соответствии с 44-ФЗ банковская гарантия не может быть получена в любом банке. Банк-гарант должен, во-первых, входить в официальный перечень банков Министерства финансов РФ, которые соответствуют требованиям законодательства. Во-вторых, у банка-гаранта должны быть собственные средства в размере не менее 1 млрд рублей, лицензия на соответствующую деятельность и срок деятельности не менее 5 лет. 223-ФЗ не выдвигает требований к банку-гаранту относительно нахождения в реестре банков Минфина. Правда, сами заказчики зачастую требуют (что вполне логично), чтобы банк, в котором будет получена банковская гарантия, находился в этом перечне (топ-10, топ-50).
  • 44-ФЗ обязывает заказчика при стоимости контракта выше 50 млн рублей требовать обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. По 223-ФЗ заказчик не обязан обосновывать НМЦ.

В сфере действия 223-ФЗ банковские гарантии делятся на три вида:

  • Банковская гарантия для обеспечения заявки на участие в закупке – в качестве подтверждения серьезности намерений поставщика, а также как гарантия того, что поставщик не отзовет заявку раньше срока, не изменит цену и т.п.
  • Банковская гарантия для возврата аванса. Банк-гарант обязуется выплатить заказчику денежные средства, выданные исполнителю в качестве аванса, в случае отказа исполнителя от выполнения своих обязательств по договору после получения авансовых средств.
  • Банковская гарантия для обеспечения исполнения договора. Заказчик получает определенную сумму от банка-гаранта, если исполнитель не выполнил или же выполнил ненадлежащим образом свои обязательства по договору.

Несмотря на то, что требования к банковской гарантии по 223-ФЗ достаточно мягкие, все же имеются определенные обязательные пункты:

  • банковская гарантия по 223-ФЗ обязательно должна быть безотзывной;
  • банковская гарантия по 223-ФЗ должна иметь срок действия;
  • заказчику следует в положении о закупке указать, в течение какого срока он должен одобрить или отвергнуть банковскую гарантию;
  • в банковской гарантии должны быть четко прописаны суммы, подлежащие выплате банком-гарантом заказчику в случае невыполнения исполнителем условий договора;
  • в банковской гарантии должны быть прописаны все обязательства участника закупки.

Даже если заказчик не требует в обязательном порядке банковскую гарантию, имеет смысл обеспечить свои обязательства именно таким способом. На это есть ряд причин:

  • получить банковскую гарантию обойдется дешевле, нежели взять кредит на эту же сумму. Плюс к тому возможно получение и кредита, и банковской гарантии, в то время как получить два кредита невозможно;
  • достаточно большое количество банков предоставляет отсрочку платежа, не увеличивая стоимость самой банковской гарантии;
  • получив банковскую гарантию, можно спокойно распоряжаться авансовыми платежами, не опасаясь за последствия;
  • при наличии банковской гарантии риски по сделкам сводятся к минимуму.

Сумма банковской гарантии определяется для каждой компании в индивидуальном порядке и зависит от общей суммы договора. Несмотря на то, что банк-гарант определяет размер банковской гарантии самостоятельно, верхний порог ее по закону не может превышать 10% от объемов капитала банка.

Стоимость банковской гарантии напрямую зависит от размера комиссии банка (в среднем, 2–10% от объема гарантийной суммы). Также определяют наличие или отсутствие ее обеспечения, срок ее действия, предмет. Если оформить залог на имущество организации или открыть счет в банке-гаранте, то стоимость банковской гарантии может быть уменьшена. Залогом может являться, например, депозит.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что банковская гарантия представляет собой надежный способ обеспечения заявки, возврата аванса или исполнения контракта, приемлемый как для исполнителя, так и для заказчика.

Обратная связь во всплывающем окне
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.